Луи Леопольд Буальи (1761 — 1845гг.) – французский живописец, по картинам которого можно изучать интерьеры, моду и нравы времен Директории,Консульства и Первой империи. В частности, мы можем увидеть множество работ, изображающих так называемую «голую моду» - характерную для Франции самого начала века, когда декольте и прозрачность платья могли достигнуть абсурда [2].
Что можно увидеть на картинах Буальи? Жизнь французов, иногда анекдотическую, удивительную. Кажется, художнику есть до всего дело. Чего только стоит его картина «Тридцать шесть лиц» [3], изображающая толпу, и у каждого человека в ней свое выражения лица. Они настолько органично смотрятся все вместе, будто, к примеру, естественная очередь или стихийное сборище, решившее поглазеть на какое-то внезапное событие. Наверное, каждый из нас мог наблюдать такое в современных реалиях в метро в час пик.
Кроме этого, живописец выпустил целую серию рисунков «Гримасы» [4-5]. На каждом запечатлены до 5 человек с искаженными лицами – дамы кривятся от неприятного запаха, артисты выступают в театре, мужчины принимают горькое лекарство и тд. Карикатуры не избежали ни богачи, ни дамы, ни старики, ни дети, ни врачи, ни художники, … , ни сам Буальи. И свои автопортреты он рисовал, веселясь [1].
Художник любит лица, эмоции, народ – «Эффект мелодрамы» [6], «Ложа, в день бесплатного спектакля» [7] или, продолжая тему театра, «Вход в Théâtre de l’Ambigu-Comique в день бесплатного спектакля» [8]. Первая картина - более лирическая, в отличии от остальных. На ней изображено сословие выше среднего класса, тонкую и чувствительную даму в обмороке окружают хорошо одетые, ухоженные люди, сочувствующие ей, тогда как на второй из приведенных картин мы видим стариков, средний и низший класс. Люди жадные к бесплатному представлению, беспардонные. Кто-то откровенно скучает, других увлекло чудо на сцене, некоторых просто задавили, как, возможно, прелестную молодую даму в сопровождении ее матери, которым, правда, больше интересен молодой человек рядом, а люди все так же лезут вперед. Обе картины написаны в 1830 году, и, похоже, что в том же театре.
Конфликты, драки – все это настолько живое, что живописец не может пройти мимо. Будь это свалка пьяниц в парке во время «Карнавала» [9], «Мужская ссора» [10] в сельском доме или даже «Женская драка» [11] – обе 1818 года.
Компрометирующие изображения женского пола на этом только начинаются. Буальи обращается к извечной теме любви между мужчиной и женщиной, более плотской на его картинах, чем у его коллег современников («Прелюдия» [12], «Постоянный любовник» [13] - начало творчества, 1780е). Блистательный Пале-Ройаль, бывший дворец кардинала, при последнем владельце, Филиппе Эгалите, герцоге Орлеанском, превратился в огромный развлекательный центр Парижа. Лавки, кофейни, салоны, игорные комнаты, театральные сцены (именно отсюда пошел французский театр Comédie-Française) и музыкальные уголки наводнили его галереи, а сам дворец превратился в большой бордель, где можно было найти девицу на любой вкус, кошелек и нрав. Это частично отражается в рисунке художника «Галереи Пале-Рояля» [14].
Буальи прибегает и к совершенно интимным сюжетам. Картина конца XVIII века «Интимный туалет с запахом розы» вполне отображает свое название. Остается только гадать, действительно ли изображенная дама позировала живописцу, или это подсмотренный им сюжет.
Более скромные «домашние» темы, спокойные, наполненные детским смехом и рассказами бабушки, художник пишет наравне с остальными. Тут встречаются и портреты натурщиков за повседневными делами - «Молодая девушка за глажкой» [15], и семейные сборы – «Чтение вестника о Великой армии» [16], «Семейная игра в шашки», где отец учит играть столпившихся вокруг отпрысков [17], а на следующем полотне – «Урок географии» для дочки [18].
На его полотнах часто встречается также родственная ему тема – мастерские художников [19]. Множество дам за мольбертами означало, что во Франции конца века и начала нового резко увеличилось число женщин-художниц, а живописец это исправно изобразил в своей «графической хронике и энциклопедии быта» – своих картинах.
А светская жизнь находит выход под кистью Буальи в картине «Бильярд» [20]. Игра, раньше позволенная только мужчинам, после Революции с растущим числом кафе и, собственно, бильярдных стала широко популярной и доступной для дам.
Буальи мастер массовых сцен – настолько массовых, что за всеми участниками сложно уследить. Это «Платная переправа» [21], дождь на улицах города, – время ярких зонтиков и глубоких луж, которые очень неудобно преодолевать в модных нарядах. За небольшую плату более богатым горожанам предлагалось пройти через лужу по специальной доске. «Прибытие почтовой кареты» [22] возвращает мужа домой молодой женщине, которая его обнимает, на фоне кто-то занят баулами с кареты, а молодая пара в углу друг с другом. «Политиканы в Тюильрийском саду» [23] напоминают немного сборы современных нам пенсионеров за шахматами в парке. К слову, аналогичная картина у него тоже есть – «Партия в шашки в кафе Lamblin в Пале-Ройаль» [24]. Он часто рисует детей [25]: их игры, в том числе, можно увидеть на картине «Вход в турецкий сад» [26]. Жизнь бьет ключом, все чем-то заняты, переживают и чувствуют, и это то, что может описать все произведения этого художника.
У Буальи мало картин на политическую тематику, самые известные это «Санкюлот» [27], поднимающий флаг, 1792г., и «Триумф Марата» [28], спасшее его от штрафов за картины с эротическим подтекстом, 1794г. Вдобавок к этому он нарисовал портрет очень несчастного Наполеона, времен должности Первого консула [29].
Еще одна интересная работа - картина в картине - «Публика смотрит на «Коронацию...» Давида в Лувре» [30].
Также наследие художника представлено несколькими натюрмортами - изображение вазы с цветами, под которой лежит две мертвые птицы - «Nature Morte...» [31], 1790е, и парочка «Обманок» (Trompe l'oeil) [32].
В 1833 году Буальи был награжден орденом Почетного Легиона. За свою творческую жизнь он выполнил около 500 жанровых картин и приблизительно 5 000 портретов, его творчество настолько всеобъемлющее, что о нем можно говорить еще очень долго. Но лучше - наблюдать, что мы и предлагаем сделать вам.