Луи-Леопольд Робер – швейцарский художник, мастер жанровой живописи. В возрасте 16 лет он переехал в Париж, учился у гравера Э. Жирарде, а следом стал посещать мастерскую Жак-Луи Давида. После разгрома наполеоновских армий и возвращения к власти Бурбонов Давида отправили в изгнание, а Робер вернулся на родину. Благодаря своему художественному таланту он получил получить меценатский кредит для поездки в Италию. Живописец переехал в 1818 году в Рим, где пробыл всего четыре года, а затем переселился в Неаполь. Соответственно, на его полотнах отразилась преимущественно жизнь крестьян римской Кампаньи и окрестностей Неаполя. Также много внимания он уделял и теме итальянских разбойников.
Робер замышлял создать квартет картин на тему четырех времен года, как четырех ветвей итальянской народности. Так, «Возвращение с праздника Мадонны дель Арко» (1827) обозначает весну и Неаполь. Картина имела ошеломительный успех и была куплена королем Франции Карлом X. «Жатва в понтинских болотах» (1830) – лето и Рим – закрепила успех художника, незаслуженный, как считали критики. Тем не менее, эту картину приобрел следующий и последний король Франции – Луи Филипп І. Осень и Флоренцию Робер хотел выразить через сцену сбора винограда в Тоскане, но эта картина не была написана из-за кризиса в личной жизни художника. Он бросил все и в 1832 году переехал в Венецию, где начал работу над завершающей картиной. Зима и Венеция должны были изображать карнавал, однако, в конце концов, ее заменили «Рыбаки Адриатики» (1834), которая, впрочем, тоже не была закончена.
В Венеции Робер остался до конца своей жизни – к сожалению, недолгой: в 1835 году он покончил жизнь самоубийством на почве несчастной любви к принцессе Шарлотте Бонапарт, его ученице, племяннице императора Наполеона I Бонапарта, дочери Жозефа Бонапарта, короля Неаполя и Испании.
Возможно, картины Луи-Леопольда Робера не столь интересны и привлекательны на первый взгляд для ценителей придворной пышности того периода. Но слегка наивные, романтические образы простых крестьян постепенно очаровывают. Смуглые характерные итальянцы, их народная одежда и средиземноморский пейзаж –вот колорит, составляющий большую часть работ художника. Люди на его портретах живые, застывшие в своих простых повседневных делах, заботах и переживаниях. Это совершенно другой мир для нас, непривычный и индивидуальный – бедняки не появлялись на балах, а разбойники не нападали на дворцы. Творчество Робера – глоток свежего воздуха, окно в неизведанное.
Источники: