Юзеф Антоний Францишек Эльснер – польский композитор, дирижер, педагог и общественный деятель.
Родился 1 июня 1769 года в Гродкуве, в Нижней Силезии.
Будущий композитор получил образование в гимназии при доминиканском монастыре в Бреслау (Вроцлав), где в 1782 году было исполнено его первое сочинение – мотет «Ave Maria». В течение девяти лет, проведенных во Вроцлаве (с 1780 по 1789), Эльснер окончил гимназию св. Мацея и университет. Успехи Юзефа были отмечены стипендией, давшей ему возможность поехать учиться в Вену.
В 1791 играл на скрипке в театральном оркестре в Брно, в 1792 году был приглашен во Императорский театр Львова на должность капельмейстера. Постановка оперы Моцарта «Дон Жуан», необычайно трудной для местной труппы, осуществленная Эльснером в течение первого года работы в театре, снискала ему заслуженный авторитет. В эти годы композитор дирижировал оркестром как капельмейстер скрипок, писал музыку к пьесам, сочинял камерные произведения и духовную музыку. Во Львове Эльснер сблизился с режиссером В. Богуславским, примкнув к его Польской оперной труппе. В 1795–96 годах здесь были поставлены его первые оперы «Удивительные братья» и «Переодетый султан». В 1799 году труппа Богуславского переехала в Варшаву, где Эльснер продолжал руководить оперными постановками театра. Уже в 1800 году театр начал постановки опер Эльснера (в т. ч. «Амазонки» и «Семь раз один»), последующие годы принесли еще более 20 опер различных жанров. Раннее творчество Эльснера испытало большое влияние Моцарта, Керубини, итальянских мастеров. Во многих последующих операх Эльснера прослеживается значительное влияние французской культуры. Мастерство Эльснера высоко оценили выдающиеся французские музыканты Лессюр и Паэр; в 1805–1807 годах они предлагали композитору переехать в Париж и занять пост дирижера императорского оркестра.
Интересным эпизодом стало появление в Национальном театре 18 января 1807 года Наполеона, посетившего премьеру написанной в честь него оперы Эльснера «Андромеда». Эта одноактная лирическая драма стала свидетельством почитания Императора Французов польскими патриотами, связывавшими его имя с возрождением государственной самостоятельности Польши.
В 1809 году были написаны первые польские исторические оперы «Лешек Белый, или Чародейка с Лысой горы» и «Освобожденный Рим». Активная творческая деятельность Эльснера в театре продолжалась до 1813 года, затем, после непродолжительного перерыва, были поставлены историко-патриотические оперы «Король Локетек» (1818), «Ягелло в Тенчине» (1820) и «Жертвоприношение Авраама» (1824). Большинство партитур и клавиров опер Эльснера, особенно ранних, написанных во Львове, не дошло до нас, и лишь немногие из них пережили композитора. Однако именно в них был сформирован жанр национальной польской оперы и ее музыкальный язык.
Деятельность Эльснера не ограничивалась только сферой музыкального творчества. Понимая значение издательского дела в развитии музыкальной культуры, композитор вместе с Я. Цыбульским и А. Плахецким организовал в Варшаве нотопечатню и в 1803 году начал публикацию ежемесячника «Собрание хороших музыкальных произведений и польских песен».
Огромную роль Юзеф Эльснер сыграл в организации и улучшении музыкального образования в Польше. Уже в 1808 году Эльснер пытался добиться разрешения на открытие музыкальной школы, а в 1811 году Богуславский выступил с проектом организации в Варшаве самостоятельного «Театра польской оперы», поставив также вопрос о необходимости воспитания драматических и оперных артистов в стенах специальных учебных заведений.
«Драматическая школа» была открыта 1 мая 1811 года, а в 1814 году к преподаванию музыки и пения в ней приступил Эльснер, прервав свою работу в оперном театре. В начале 1817 года школа Богуславского была преобразована в «Школу музыки и драматического искусства»; Эльснер возглавил в ней музыкальное отделение, а затем стал ее ректором. Кроме того, в конце 1818 года по предложению Эльснера была открыта подготовительная «Общественная школа элементарной музыки» с двухлетним курсом бесплатного обучения. В 1821 году в Варшаве, по проекту Эльснера, был организован «Институт музыки и декламации» при Варшавском Университете. Так было положено начало профессиональному музыкальному образованию в Польше.
Среди учеников композитора были Юзеф Стефани, Игнаций Феликс Добжиньский, Мортье-де-Фонтен, Юлиан Фонтана и Фредерик Шопен. Последний учился у Эльснера композиции и теории музыки в 1823–1829 годах и посвятил ему свои Вариации для фортепиано с оркестром на тему Моцарта «La ci darem la mano» и Первую фортепианную сонату, написанные в период обучения.
В 1823 году композитор был награжден орденом Святого Станислава.
До последних дней Эльснер продолжал писать музыку, однако после 1845 года все его партитуры были написаны левой рукой. Среди последних сочинений необходимо упомянуть ораторию «Триумф Евангелия», которая была признана вершиной творчества композитора.
Скончался Юзеф Эльснер 18 апреля 1854 года в своем поместье «Эльснерувка» в предместье Варшавы. Его имя по праву стало одним из символов польской музыки.
Источники: