Кистью и карандашом: Пьер Поль Прюдон

Джулия

Пьер Прюдон, десятый сын каменотеса из городка Клюни в Бургундии, родился 4 апреля 1758 года. Родители его рано умерли, и мальчика воспитали монахи- бенедиктинцы. В юности он добавил себе второе имя, как бы в напоминание о Рубенсе, и изменил написание фамилии (Prud'hon вместо Prudon), чтобы его считали знатным землевладельцем.

В 1773 году Пьер приехал в Дижон, где поступил в Художественную школу, возглавляемую Франсуа Девожем, а после продолжил обучение в Париже, в Королевской академии живописи и скульптуры.

В 1784 году, получив Римскую премию, молодой художник отправляется на учёбу в Рим. Прюдон путешествовал по Апеннинскому полуострову более четырёх лет. Значительное впечатление, имевшее влияние на его дальнейшее творчество, на него произвели работы Леонардо да Винчи и Антонио да Корреджо, а также скульптора Антонио Кановы.

По возвращении Прюдон поселился в Париже, зарабатывая на жизнь рисунками и миниатюрами. Свой первый серьёзный заказ он получил в 1798 году — роспись потолка во дворце Сен-Клу.

Прюдон писал картины и панно (главным образом на мифологические и аллегорические сюжеты), выполнял портреты, работал как иллюстратор и литограф.

Наиболее значительные произведения художника относятся к концу XVIII — началу XIX века. В основном это картины на мифологические и аллегорические сюжеты. В творчестве Прюдона черты позднего классицизма сочетаются с грацией и мягкостью. Вместе с тем в ряде произведений он предвосхищает настроения, свойственные искусству романтизма.

Общественное признание пришло к Прюдону в 1803 году, когда он получил заказ на выполнение ряда декоративных работ в Лувре. Ему покровительствовала императрица Жозефина; в 1805 году он написал ее портрет, который сейчас находится в Лувре.

Также Прюдон работал при дворе Императора декоратором, оформителем торжественных государственных церемоний, которые так любил Наполеон, был иллюстратором, делал рисунки, по которым изготовлялись различные предметы мебели, ювелирные изделия.

Вторая жена Наполеона, Мария-Луиза Австрийская, также заказывала картины у Прюдона, а еще брала у него уроки живописи. Художник сделал эскиз колыбели для наследника Императора, и написал несколько его портретов.

Современники ценили живопись Прюдона за мягкость светотени, нежность кисти, изящество и лиризм трактовки сюжета, с гордостью называя его «француским Корреджо».

Прюдон-портретист реализовался наиболее совершенно в женских изображениях, романтических и таинственных. Он успешно выступал и как иллюстратор, в частности, большой известностью пользовались его рисунки к сочинениям Ж.-Ж. Руссо.

Трагическим событием в жизни Прюдона было самоубийство его любимой ученицы и возлюбленной Констанции Мейер в 1821 году. Ее портрет в технике пастели принадлежит к лучшим созданиям лирического таланта Прюдона.

Умер художник 14 февраля 1823 года. Похоронены Прюдон и Майер в одной могиле на Парижском кладбище Пер-Лашез

Иллюстрации:

 Прюдон
Пьер Поль Прюдон
 Прюдон
Портрет Императрицы Жозефины, 1805
 Прюдон
Триумф Наполеона или Мир
 Прюдон
Портрет Констанции Майер, 1804
 Прюдон
Невинность, предпочитающая Любовь Богатству (в соавторстве с Констанцией Мейер)
 Прюдон
Похищение Психеи,1808
 Прюдон
Король Рима, 1811
 Прюдон
Портрет Шарля-Мориса де Талейрана, 1817

Источники:

Художник Пьер Поль Прюдон

Пьер Поль Прюдон - Wikiart

Искусство Франции, Пьер Поль Прюдон

Пьер Прюдон: картины, биография. От классицизма к романтизму.

Википедия