Настоящая женщина Густава Климта

Владислава Визерская

Творчество австрийского художника Густава Климта пришлось на перелом эпохи (1880-1915 гг.), когда образ женщины начал избавляться от затхлости традиционности. Он представил свою женщину – настоящую.

Время роковых соблазнительниц, окруженных символами, и заставляющих зрителя испытывать широчайшую гамму чувств, постепенно приближалось, пока же художник создавал портреты дам из верхушки венской знати, в основном той, которая щедро финансировала «Сецессион» – художественное объединение новаторов, созданное в противовес консервативным представителям искусства.

Позволяя кисти Климта увековечивать своих жен, заказчики, а это, в основном, сановитые чиновники или представители богатых семей, вряд ли интересовались, что означали замысловатые орнаменты, или символы, которыми автор обильно «нашпиговывал» портреты.

В 1898 году Климт написал «Портрет Сони Книпс», запечатлев на полотне жену одного из самых богатых австрийских промышленников – Книпса, мецената, покровительствовавшего модерну. Глубоко индивидуальное произведение, в котором объединились нескольких стилей, на первый взгляд может показаться даже шаблонным.

Портрет Сони Книпс. 1898 г.
Портрет Сони Книпс. 1898 г.

Дама, знающая себе цену, смотрит гордо, и со сдержанностью аристократки, но обратив внимание на ее пальцы, судорожно вцепившиеся в подлокотник кресла, зритель тут же ощутит исходящую от героини волну внутреннего напряжения, даже дрожи. Почувствовав это несоответствие внешнего и внутреннего состояний, молодая женщина уже перестает ассоциироваться с воздушной бабочкой, готовой вот-вот вспорхнуть. Легкость, которой художник наделил облик модели, появилась благодаря почти импрессионистской манере написания нежно-розового платья. Климт написал портрет Сони в центре гостиной в позе Мессалины – влияние портрета знаменитой актрисы Бургтеатра Шарлотты Вольтер в таком же образе (1875 г). Автор портера, Ганс Макарт, был образцом для мастера, который не отрицал каноны академической живописи, в отличие от его современников. Гордое, сдержанное выражение, которое Климт придал этой даме из общества, стало типичным для художника: с этих пор оно вновь и вновь появляется у его роковых женщин.

Слава Климта в Вене не ограничивалась его оригинальным творчеством, она касалась и его страсти к женщинам, может быть, поэтому художник, тонко чувствовавший внутренний мир модели, дополнял обычные женские образы символами эротического характера, с виду казавшимися «невинным» орнаментом.

Портрет Фрицы Ридлер. 1906 г.
Портрет Фрицы Ридлер. 1906 г.

На картине «Портрет Фрицы Ридлер» (1906 г.), зритель «встречается» не с женой государственного чиновника, коей на самом деле была эта женщина, а скорее, со жрицей любви. Голова модели находится на уровне орнаментального окошка, может быть, для того, чтобы получилось сходство с головным убором Марии Терезии, кисти Веласкеса. Только самые внимательные обнаружат, что сексуальная символика – «павлиньи глаза», образуют кресло, на котором восседает героиня и, с трансформацией этого предмета в орнамент, исчезает его глубина и форма. Акцент золота, характерный для работ Климта, проявился с новой силой.

Источники:

GKlimt.ru

interesno.cc