Ветреный импрессионист Жан Беро

Владислава Визерская

Жан Беро родился в 1848 году. В это время его семья проживала в Санкт-Петербурге, т.к. его отец, скульптор по образованию, был приглашен в Россию и работал над оформлением Исаакиевского собора. Когда мальчику было 4 года, отец умер, и мать с Жаном и еще тремя детьми вернулась на родину.

После обучения в престижном лицее Бонапарта (ныне лицей Кондорсе) Жан Беро начал изучать право в юридической школе, окончив которую стал работать адвокатом. Однако франко-прусская война и участие в сражении за Париж в 1870 г. изменили планы Жана Беро и он, оставив карьеру адвоката, решил заняться живописью.

С 1871 г. по 1873 г. Жан Беро посещал рисовальные классы известного портретиста Леона Бонна (Léon Bonnat) и с 1873 г. по 1899 г. регулярно начал выставлять свои работы в Парижском Салоне.

В 1876 г. году Беро находит свой путь – создает жанровые картины, отображающие моменты из жизни Парижа и людей, здесь проживающих. При этом излюбленным инструментом на его картинах является погода: ветер и дождь. Они заставляют людей оживать, реагировать на окружающий мир.

Первый успех ему подарила картина «Возвращение с похорон» (On the Way Back from the Funeral), положившая начало сериям картин с аналогичными мотивами.

Парижанка в дождливый день на площади Конкорд, ок. 1890
Парижанка в дождливый день на площади Конкорд, ок. 1890

В 1890-х гг Беро отходит от манеры импрессионистов для написания серии эпатирующих публику религиозных картин, где библейские сюжеты разворачивались в современной светской обстановке («Магдалина в доме Симона фарисея», 1891 г., Музей Орсе, Париж). Показанные в 1892 и 1894 гг., эти работы шокировали зрителей и вызвали жаркие дискуссии среди современны художников и критиков. На рубеже XIX-XX вв. Жан Беро пишет все меньше картин, отдавая свое время и силы организационной работе: в 1885 г. он принял участие в создании Общества французских пастелистов (Société des Pastellistes de France).

В 1889 г. художник награждается золотой медалью Парижской Всемирной выставки, а в 1894 г. становится кавалером ордена Почетного Легиона.

С 1890 г. по 1929 г. Жан Беро постоянно выставляет свои картины на выставках Национального общества изящных искусств (Salon de la Société Nationale).

Жан Беро умер 4 октября 1935 г.

Талантливый художник, Беро не состоял в браке и не имел детей.

Похоронен во Франции, на кладбище Монпарнас, рядом с матерью и сестрой-двойняшкой.

Произведения Беро пользовались большим успехом во Франции, но ни Эрмитаж, ни Пушкинский музей в России не посчитали необходимым иметь в своей коллекции его работы. Виной тому – салонная живопись, в манере которой выполнено большинство творений художника. Русские живописцы не видели в картинах Беро искренности и таланта, — только коммерческий интерес. Сегодня полотна кисти Беро можно увидеть в музеях Франции, Англии, Бельгии и США.

Элегантная дама перед Большим дворцом на мосту Александра III
Элегантная дама перед Большим дворцом на мосту Александра III
Модистка на Елисейских полях
Модистка на Елисейских полях
«Магдалина в доме Симона фарисея», 1891 г., Музей Орсе, Париж
«Магдалина в доме Симона фарисея», 1891 г., Музей Орсе, Париж

Больше картин