Королева бала, кадриль

Вероника, Марианна

Так как наша Студия возвращает нас во времени, мы решили вспомнить и некоторые забытые уже публикации, которые, тем не менее, все так же актуальны.

Поговорим про кадриль, как класс танцев. Кадриль вышла из контрдансов, фактически объединив их в себе. А свое название получила благодаря построению в квадраты (каре – фр. «carré», устаревшее «quarré» – квадрат). При этом некоторые кадрили во время своего развития «развернулись» в лонгвей. Традиционно танец исполняли 4 пары, следом возникли варианты удвоенного каре – на 8 пар, а так же на 4 тройки, и т.д.

Кадриль

На основе бальной стала развиваться и народная кадриль, в их числе существует и украинская версия этого танца.

Появилось построение танца сугубо на техниках , например, полька-кадриль (одна из них – «The London Polka Quadrilles», которую танцевали на Северном балу), или мазурка-кадриль («Mazur Quadrille», Марыся и Наполеон), галоп-кадриль и вальс-кадриль. Об кадрилях подробно писала Марианна еще в 2014 году; приводим текст далее.

Кадриль

«...То, что мы в Студии привыкли называть «французская кадриль» (или «первая французская кадриль», или «First Set»), в XIX веке называли просто «кадриль», причем это слово во французском языке мужского рода. Она сложилась в первой четверти XIX века: сначала утвердились три первые фигуры, которые принято называть «Le Pantalon», «L’Eté» и «La Poule», чуть позже танцоры отдали предпочтение фигуре «La Pastourelle» как четвертой (она победила более раннюю фигуру «LaTrenise»). Пятую фигуру, «La Finale», танцуют, как правило, по схеме второй, но с добавлением общего ронда.

В таком виде кадриль повсеместно танцевали под разные, специально для нее написанные мелодии до середины XIX века. В 1856 году ее потеснила на пьедестале другая «известная кадриль» «Les Lancers», рожденная еще в 1810-е годы в Англии. Она была популярна до самого конца столетия.

«Кадриль английская, с объясннием фигур известными преподавателями»
«Кадриль английская, с объясннием фигур известными преподавателями»

С развитием и популярностью различных танцевальных техник – польки, галопа, мазурки, новых вальсов – их тоже включили в кадрили. Горячо любимая в нашей студии кадриль «Les Variétés parisiennes» – один из ярких примеров кадрили на смешанных техниках (здесь используются вальс, полька и полька-мазурка).

Карне. Предположительно, рубеж веков
Карне. Предположительно, рубеж веков

Страсть к кадрилям прервалась в начале-середине ХХ века – во время Первой мировой войны забылась Французская, а после Второй отмерла Лансье. Впрочем, по всему миру и сейчас существуют танцевальные клубы, где кадрили до сих пор остаются на первом месте: например, в британском «Quadrille Club» их танцуют каждое третье воскресенье месяца, во французской студии «Carnet de Bals» есть отдельная группа изучающих только кадрили. В Австрии на балах танцуют кадриль «Fledermaus» («Летучая Мышь», она же «Полуночная кадриль»), музыку для которой составили из мелодий одноименного произведения Иоганна Штраусса-младшего, а схема представляет собой одну из вариаций французской кадрили второй половины XIX века.»

Кадриль «Лансье», Серж Иванофф, Париж, 1917 г.
Кадриль «Лансье», Серж Иванофф, Париж, 1917 г.

В каталоге Студии кадрилям посвящен целый раздел.